Закон
РФ от 10 июля
Федеральным
законом от 13
января
См.
текст Закона
в предыдущей
редакции
Образование
в Российской
Федерации
осуществляется
в соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации и
нормами
международного
права.
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
1.
Государственная
политика в
области
образования
1.
Российская
Федерация
провозглашает
область
образования
приоритетной.
Федеральная
программа
развития
образования
утверждена
Федеральным
законом от 10 апреля
См.
Концепцию
Федеральной целевой
программы
развития
образования на
2006 - 2010 годы,
утвержденную
распоряжением
Правительства
РФ от 3
сентября
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст пункта
в будущей
редакции
5. В
государственных
и
муниципальных
образовательных
учреждениях,
органах
управления
образованием
создание и деятельность
организационных
структур политических
партий,
общественно-политических
и
религиозных
движений и
организаций
(объединений)
не
допускаются.
О
национальной
доктрине
образования
в Российской
Федерации см.
постановление
Правительства
РФ от 4
октября
Статья
2.
Принципы
государственной
политики в
области
образования
Государственная
политика в
области образования
основывается
на следующих
принципах:
4)
светский
характер
образования
в государственных
и
муниципальных
образовательных
учреждениях;
5)
свобода и
плюрализм в
образовании;
Статья
3.
Законодательство
Российской
Федерации в
области
образования
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст пункта
в предыдущей
редакции
2.
Федеральные
законы в
области
образования,
включая
настоящий
Закон:
разграничивают
компетенцию
и ответственность
в области
образования
федеральных
органов
государственной
власти,
органов
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации и
органов
местного
самоуправления;
вводят
общие
установочные
нормы по
вопросам,
которые
относятся к
компетенции
субъектов
Российской
Федерации и в
соответствии
с которыми
последние
осуществляют
собственное
правовое
регулирование
в области
образования.
Законы
и иные
нормативные
правовые
акты
субъектов
Российской
Федерации в
области
образования
не могут
ограничивать
права
физических и
юридических
лиц по сравнению
с
законодательством
Российской Федерации
в области
образования.
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
4.
Задачи
законодательства
Российской
Федерации в
области
образования
Задачами
законодательства
Российской
Федерации в
области
образования
являются:
2) обеспечение
и защита
конституционного
права
граждан
Российской
Федерации на
образование;
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
5.
Государственные
гарантии
прав граждан
Российской
Федерации в
области
образования
Ограничения
прав граждан
на
профессиональное
образование
по признакам
пола, возраста,
состояния
здоровья, наличия
судимости
могут быть
установлены
только
законом.
4.
Утратил силу
с 1 января
См.
текст пункта
4 статьи 5
См.
Положение о
специальных
государственных
стипендиях
Правительства
РФ для
аспирантов и
студентов
государственных
образовательных
учреждений
высшего и
среднего профессионального
образования,
утвержденное
постановлением
Правительства
РФ от 6 апреля
О
материальной
поддержке
российских
студентов,
аспирантов и
стажеров,
обучающихся
за рубежом,
см. Указ
Президента
РФ от 15 декабря
Статья
6.
Язык (языки)
обучения
См.
также
Федеральный
закон от 1
июня
Право
граждан на
получение
образования
на родном
языке
обеспечивается
созданием необходимого
числа
соответствующих
образовательных
учреждений,
классов,
групп, а также
условий для
их
функционирования.
Федеральным
законом от 25
июня
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
7.
Государственные
образовательные
стандарты
См.
Рекомендации
по
формированию
регионального
(национально-регионального)
компонента и
компонента
образовательного
учреждения
профессиональных
образовательных
программ по
специальностям
среднего
педагогического
образования,
направленные
письмом
Минобразования
РФ от 20 марта
Российская
Федерация в
лице
федеральных органов
государственной
власти в
пределах их
компетенции
устанавливает
федеральные
компоненты
государственных
образовательных
стандартов,
определяющие
в обязательном
порядке
обязательный
минимум содержания
основных
образовательных
программ,
максимальный
объем
учебной
нагрузки
обучающихся,
требования к
уровню
подготовки
выпускников.
Государственные
образовательные
стандарты
могут
устанавливаться
по отдельным
дополнительным
образовательным
программам в
порядке,
определяемом
федеральным
законом.
См.
Правила
разработки,
утверждения
и введения в
действие
государственных
образовательных
стандартов
начального
профессионального,
среднего
профессионального,
высшего
профессионального
и послевузовского
профессионального
образования,
утвержденные
постановлением
Правительства
РФ от 21 января
См.
также
Постановление
Правительства
РФ от 8 апреля
5.
Государственные
образовательные
стандарты
утверждаются
не реже
одного раза в
десять лет.
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст статьи
в будущей
редакции
Федеральным
законом от 18
июля
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
8.
Понятие
системы
образования
Система
образования
в Российской
Федерации
представляет
собой
совокупность
взаимодействующих:
преемственных
образовательных
программ и
государственных
образовательных
стандартов
различного
уровня и
направленности;
сети
реализующих
их
образовательных
учреждений
независимо
от их
организационно-правовых
форм, типов и
видов;
органов
управления
образованием
и
подведомственных
им
учреждений и
организаций;
Статья
9.
Образовательные
программы
1)
общеобразовательные
(основные и
дополнительные);
2)
профессиональные
(основные и
дополнительные).
3. К
общеобразовательным
относятся
программы:
1)
дошкольного
образования;
2)
начального
общего
образования;
3)
основного
общего
образования;
4)
среднего
(полного)
общего
образования.
5. К
профессиональным
относятся
программы:
1)
начального
профессионального
образования;
2)
среднего
профессионального
образования;
3)
высшего
профессионального
образования;
4)
послевузовского
профессионального
образования.
Статья 10. Формы
получения
образования
О
дистанционном
обучении в
среднем и
высшем
профессиональном
образовании
см.
Инструктивное
письмо Минобразования
РФ от 3 июля
См.
Положение о
получении
общего
образования
в форме
экстерната,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 23 июня
См.
Положение об
экстернате в
государственных,
муниципальных
высших
учебных
заведениях
Российской
Федерации,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 14
октября
Допускается
сочетание
различных
форм получения
образования.
См.
Перечень
профессий
начального
профессионального
образования,
получение
которых в
форме экстерната
не
допускается,
утвержденный
постановлением
Правительства
РФ от 26
октября
См.
Перечень
специальностей,
получение которых
в
очно-заочной
(вечерней),
заочной форме
и в форме
экстерната в
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования
не
допускается,
утвержденный
постановлением
Правительства
РФ от 22 апреля
См.
Перечень
направлений
подготовки
специалистов
и
специальностей,
по которым
получение
высшего
профессионального
образования
в заочной
форме или в
форме
экстерната
не
допускается,
утвержденный
постановлением
Правительства
РФ от 22 ноября
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
11.
Учредитель
образовательного
учреждения
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст пункта
в будущей
редакции
1.
Учредителем
образовательного
учреждения (далее
- учредитель)
могут быть:
1)
органы
государственной
власти,
органы местного
самоуправления;
3)
отечественные
и
иностранные
общественные
и частные
фонды;
5)
граждане
Российской
Федерации и
иностранные
граждане.
Допускается
совместное
учредительство
негосударственных
образовательных
учреждений.
См.
Примерную
форму
учредительного
договора о
создании и
обеспечении
деятельности
общеобразовательного
учреждения,
направленную
письмом Минобразования
РФ от 26
августа
См.
Примерную
форму
учредительного
договора о
создании и
обеспечении
деятельности
образовательного
учреждения
высшего профессионального
образования,
направленную
письмом
Минобразования
РФ от 26
августа
Учредителем
специального
учебно-воспитательного
учреждения
закрытого
типа для детей
и подростков
с девиантным
(общественно
опасным)
поведением
могут быть
только федеральные
органы
исполнительной
власти и (или)
органы
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации.
Примерная
форма
договора
между
Минкультуры
РФ и
подведомственным
образовательным
учреждением
среднего
профессионального
образования
утверждена
приказом
Минкультуры
РФ от 12 марта
Примерная
форма
договора
между
Минобразования
РФ и
подведомственным
образовательным
учреждением
высшего профессионального
образования
утверждена приказом
Минобразования
РФ от 22 июня
Примерная
форма
договора
между
Минобразования
РФ и
подведомственным
образовательным
учреждением
среднего
профессионального
образования
утверждена
приказом Минобразования
РФ от 30 июля
Примерная
форма
договора
между
Минобразования
РФ и
подведомственным
образовательным
учреждением
дополнительного
профессионального
образования
(повышения квалификации)
специалистов
утверждена
приказом
Минобразования
РФ от 30 июля
Типовой
договор
между
Минздравмедпромом
РФ
(учредителем)
и
образовательным
учреждением
высшего
профессионального
образования
утвержден
приказом
Минздравмедпрома
РФ от 29 ноября
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
11-1.
Государственные
и
негосударственные
образовательные
организации
См.
Федеральный
закон от 12
января
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
12.
Образовательные
учреждения
2.
Образовательное
учреждение
является юридическим
лицом.
Федеральное
государственное
образовательное
учреждение -
образовательное
учреждение,
находящееся
в
федеральной
собственности
и
финансируемое
за счет
средств
федерального
бюджета.
4. К
образовательным
относятся
учреждения следующих
типов:
2)
общеобразовательные
(начального
общего, основного
общего,
среднего
(полного)
общего
образования);
4)
учреждения
дополнительного
образования
взрослых;
5)
специальные
(коррекционные)
для обучающихся,
воспитанников
с
отклонениями
в развитии;
6)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
6 пункта 4
статьи 12
7)
учреждения
для
детей-сирот и
детей, оставшихся
без
попечения
родителей
(законных представителей);
8)
учреждения
дополнительного
образования
детей;
9)
другие
учреждения,
осуществляющие
образовательный
процесс.
См.
Типовые
положения:
Об
образовательном
учреждении
высшего профессионального
образования
(высшем учебном
заведении)
Российской
Федерации
О
межшкольном
учебном
комбинате
Об
общеобразовательной
школе-интернате
с
первоначальной
летной
подготовкой
Об
образовательном
учреждении
для детей, нуждающихся
в
психолого-педагогической
и
медико-социальной
помощи
О
кадетской
школе
(кадетской школе-интернате)
Об
оздоровительном
образовательном
учреждении
санаторного
типа для
детей, нуждающихся
в длительном
лечении
О
специальном
(коррекционном)
образовательном
учреждении
для
обучающихся,
воспитанников
с
отклонениями
в развитии
О
суворовских
военных,
нахимовских
военно-морских
училищах и
кадетских
(морских
кадетских)
корпусах
О
военно-музыкальных
училищах и
музыкальных
кадетских
корпусах
Об
образовательном
учреждении
для детей-сирот
и детей,
оставшихся
без
попечения родителей
Об
образовательном
учреждении
дополнительного
профессионального
образования
(повышения
квалификации)
специалистов
Об
общеобразовательной
школе-интернате
Об
общеобразовательном
учреждении
Об
учреждении
начального
профессионального
образования
О
специальном
учебно-воспитательном
учреждении
для детей и
подростков с
девиантным
поведением
Об
образовательном
учреждении
для детей дошкольного
и младшего
школьного
возраста
О
дошкольном
образовательном
учреждении
Об
образовательном
учреждении
среднего профессионального
образования
(среднем
специальном
учебном
заведении)
Для
негосударственных
образовательных
учреждений
типовые
положения об
образовательных
учреждениях
выполняют
функции примерных.
См.
Типовое
положение о
филиалах
федеральных
государственных
образовательных
учреждений
высшего
профессионального
образования
(высших
учебных
заведений),
утвержденное
приказом
Министерства
образования
и науки РФ от 1
декабря
См.
Типовое
положение о
филиалах
государственных
образовательных
учреждений
среднего
профессионального
образования,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 25 июля
Федеральным
законом от 9
февраля
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
13. Устав
образовательного
учреждения
1. В
уставе
образовательного
учреждения в
обязательном
порядке
указываются:
3)
организационно-правовая
форма
образовательного
учреждения;
4)
цели
образовательного
процесса,
типы и виды
реализуемых
образовательных
программ;
5)
основные
характеристики
организации
образовательного
процесса, в
том числе:
а)
язык (языки),
на котором
ведутся
обучение и
воспитание;
б)
правила
приема
обучающихся,
воспитанников;
в)
продолжительность
обучения на
каждом этапе
обучения;
г)
порядок и
основания
отчисления
обучающихся,
воспитанников;
д)
система
оценок при
промежуточной
аттестации,
формы и
порядок ее
проведения;
е)
режим
занятий
обучающихся,
воспитанников;
ж)
наличие
платных
образовательных
услуг и
порядок их
предоставления
(на договорной
основе);
а)
использования
имущества,
закрепленного
за
образовательным
учреждением;
б)
финансирования
и
материально-технического
обеспечения
деятельности
образовательного
учреждения;
в)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
в пункта 1
статьи 13
г)
осуществления
предпринимательской
и иной
приносящей
доход
деятельности;
7)
порядок
управления
образовательным
учреждением,
в том числе:
в)
порядок
комплектования
работников
образовательного
учреждения и
условия оплаты
их труда;
г)
порядок
изменения
устава
образовательного
учреждения;
д)
порядок
реорганизации
и ликвидации
образовательного
учреждения;
8)
права и
обязанности
участников
образовательного
процесса;
4.
Локальные
акты
образовательного
учреждения
не могут
противоречить
его уставу.
Статья 14. Общие
требования к
содержанию
образования
обеспечение
самоопределения
личности, создание
условий для
ее
самореализации;
развитие
общества;
укрепление
и
совершенствование
правового
государства.
2.
Содержание
образования
должно
обеспечивать:
адекватный
мировому
уровень
общей и профессиональной
культуры
общества;
формирование
у
обучающегося
адекватной современному
уровню
знаний и
уровню образовательной
программы
(ступени
обучения) картины
мира;
интеграцию
личности в
национальную
и мировую
культуру;
формирование
человека и
гражданина,
интегрированного
в
современное
ему общество и
нацеленного
на
совершенствование
этого
общества;
воспроизводство
и развитие
кадрового потенциала
общества.
О
предоставлении
государственными
и муниципальными
образовательными
учреждениями
религиозным
организациям
возможности
обучать
детей религии
вне рамок
образовательных
программ см приказ
Минобразования
РФ от 1 июля
О
предоставлении
религиозным
организациям
возможности
обучать
детей
религии вне
рамок
образовательных
программ в
помещениях государственных
и
муниципальных
образовательных
учреждений
см. письмо
Минобразования
РФ от 4 июня
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст пункта
в будущей
редакции
5.
Содержание
образования
в конкретном
образовательном
учреждении
определяется
образовательной
программой
(образовательными
программами),
разрабатываемой,
принимаемой
и реализуемой
этим
образовательным
учреждением
самостоятельно.
Федеральным
законом от 21
июля
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
7. В
образовательных
учреждениях
среднего (полного)
общего
образования,
образовательных
учреждениях
начального
профессионального
и среднего
профессионального
образования
в
соответствии
с
государственными
образовательными
стандартами
в порядке,
предусмотренном
законами и
иными
нормативными
правовыми
актами
Российской
Федерации,
законами и
иными
нормативными
правовыми
актами
субъектов
Российской
Федерации,
осуществляется
получение
обучающимися
начальных
знаний об
обороне
государства,
о воинской
обязанности
граждан и приобретение
обучающимися
навыков в
области
гражданской
обороны, а
также
подготовка обучающихся
- граждан
мужского
пола, не прошедших
военной
службы, по
основам
военной службы.
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст статьи
в будущей
редакции
Федеральным
законом от 9
февраля
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
15. Общие
требования к
организации
образовательного
процесса
См.
Рекомендации
по
организации
учебного процесса
по заочной
форме
обучения в
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования,
направленные
письмом
Минобразования
РФ от 30
декабря
В
образовательных
учреждениях,
имеющих
государственную
аккредитацию,
освоение
указанных
образовательных
программ
завершается
обязательной
государственной
(итоговой)
аттестацией
обучающихся.
См.
Положение об
организации
итоговой государственной
аттестации
выпускников
военных
образовательных
учреждений
высшего
профессионального
образования
внутренних
войск
Министерства
внутренних
дел Российской
Федерации,
утвержденное
приказом МВД
РФ от 29 марта
См.
Положение об
итоговой
государственной
аттестации
выпускников
высших
учебных
заведений
Российской
Федерации,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 25 марта
Согласно
Федеральному
закону от 9
февраля
4.6.
Порядок
проведения
государственной
(итоговой)
аттестации в
любых формах,
в том числе
порядок подачи
и
рассмотрения
апелляций,
форма и порядок
выдачи
свидетельства
о
результатах
единого
государственного
экзамена
определяются
федеральным
органом исполнительной
власти,
осуществляющим
функции по
выработке
государственной
политики и
нормативно-правовому
регулированию
в сфере
образования.
Федеральным
законом от 9
февраля
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
16. Общие
требования к
приему
граждан в
образовательные
учреждения
См.
Порядок
приема в
государственные
образовательные
учреждения высшего
профессионального
образования (высшие
учебные
заведения)
Российской
Федерации,
учрежденные
федеральными
органами
исполнительной
власти,
утвержденный
приказом
Минобразования
РФ от 14 января
См.
Порядок
приема в
государственные
учреждения
начального
профессионального
образования
Российской
Федерации,
утвержденный
приказом
Минобразования
РФ от 30 июня
Порядок
приема
граждан в
государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
начального
профессионального
образования,
государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
среднего
профессионального
образования
и
государственные
и муниципальные
образовательные
учреждения
высшего
профессионального
образования,
а также
особенности
проведения
вступительных
испытаний
для граждан с
отклонениями
в развитии
устанавливаются
в порядке,
определяемом
Правительством
Российской
Федерации
См.
письмо
Минобразования
РФ от 13 мая
Правила
приема в
государственные
и муниципальные
образовательные
учреждения
на ступени
начального
общего,
основного
общего,
среднего
(полного)
общего и
начального профессионального
образования
должны обеспечивать
прием всех
граждан,
которые
проживают на
определенной
территории и
имеют право
на получение
образования
соответствующего
уровня.
Конкурс
в
государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
среднего
профессионального
образования
и
государственные
и муниципальные
образовательные
учреждения высшего
профессионального
образования проводится
на основании
результатов
единого
государственного
экзамена по
общеобразовательным
предметам,
соответствующим
направлению
подготовки
(специальности),
на которое
осуществляется
прием.
При
приеме в
государственные
и муниципальные
образовательные
учреждения
среднего
профессионального
образования
и государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
высшего
профессионального
образования
по
направлениям
подготовки
(специальностям),
требующим
наличия у
поступающих
лиц
определенных
творческих
способностей,
физических и
(или)
психологических
качеств,
указанные
образовательные
учреждения
вправе проводить
по предметам,
по которым не
проводится
единый
государственный
экзамен,
дополнительные
вступительные
испытания
творческой и
(или)
профессиональной
направленности,
результаты
которых
учитываются
наряду с
результатами
единого
государственного
экзамена при
проведении
конкурса.
Перечень
направлений
подготовки
(специальностей),
по которым
при приеме
могут
проводиться
дополнительные
испытания
творческой и
(или) профессиональной
направленности,
утверждается
в порядке,
определяемом
Правительством
Российской
Федерации.
Государственным
образовательным
учреждениям
высшего
профессионального
образования
может быть
предоставлено
право проводить
дополнительные
вступительные
испытания
профильной
направленности
при приеме в
такие
образовательные
учреждения
по иным направлениям
подготовки
(специальностям).
Перечень
указанных
образовательных
учреждений,
при приеме в
которые
могут
проводиться
дополнительные
вступительные
испытания
профильной
направленности,
и направлений
подготовки
(специальностей)
формируется
на основании предложений
государственных
образовательных
учреждений
высшего
профессионального
образования.
Порядок,
критерии
отбора и
перечень
указанных
образовательных
учреждений и
направлений
подготовки
(специальностей),
по которым
могут
проводиться дополнительные
вступительные
испытания
профильной
направленности,
утверждаются
Правительством
Российской
Федерации.
Перечень
дополнительных
испытаний и
условия
зачисления в
государственные
образовательные
учреждения
среднего
профессионального
образования
и
государственные
образовательные
учреждения
высшего профессионального
образования,
обучение в которых
связано с
поступлением
на государственную
службу и
наличием у
граждан допуска
к сведениям,
составляющим
государственную
тайну,
устанавливаются
федеральным
органом
исполнительной
власти, на
который
возложены
функции
учредителя.
Перечень
дополнительных
вступительных
испытаний и
правила их
проведения в
государственных
и
муниципальных
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования
и
государственных
и муниципальных
образовательных
учреждениях
высшего
профессионального
образования
объявляются
такими
образовательными
учреждениями
не позднее 1
февраля
текущего
года.
граждане
в возрасте до
20 лет, имеющие
только
одного
родителя -
инвалида I
группы, если
среднедушевой
доход семьи
ниже
величины прожиточного
минимума,
установленного
в соответствующем
субъекте
Российской
Федерации;
граждане,
которые уволены
с военной
службы и
поступают в
образовательные
учреждения,
реализующие
военные
профессиональные
образовательные
программы, на
основании
рекомендаций
командиров
воинских
частей, а
также
участники
боевых
действий.
Согласно
Закону РФ от 21
июля
Победители
и призеры
олимпиад
школьников,
проводимых в
порядке,
установленном
федеральным
органом
исполнительной
власти, осуществляющим
функции по
выработке
государственной
политики и
нормативно-правовому
регулированию
в сфере
образования,
принимаются
в
государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
среднего
профессионального
образования
и в
государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
высшего профессионального
образования
для обучения
по
направлениям
подготовки
(специальностям),
соответствующим
профилю
олимпиады
школьников, в
порядке,
установленном
указанным
федеральным
органом
исполнительной
власти.
Чемпионы
Олимпийских
игр,
Параолимпийских
игр и Сурдоолимпийских
игр
принимаются
без вступительных
испытаний в
государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
среднего
профессионального
образования
и
государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
высшего
профессионального
образования
для обучения
по
направлениям
подготовки
(специальностям)
в области
физической
культуры и
спорта.
См.
письмо
Минобразования
РФ от 12 июля
Если указанные
граждане
обучаются на
подготовительных
отделениях
федеральных
государственных
образовательных
учреждений высшего
профессионального
образования, определенных
Правительством
Российской
Федерации в
порядке,
установленном
законодательством
Российской
Федерации о
размещении
заказов,
впервые после
окончания
военной
службы по
контракту, то
их обучение
осуществляется
за счет средств
федерального
бюджета.
Статья 17.
Реализация
общеобразовательных
программ
Федеральным
законом от 18
июля
См.
текст пункта
в предыдущей
редакции
1.
Общеобразовательные
программы
реализуются
в дошкольных
образовательных
учреждениях,
образовательных
учреждениях
начального
общего, основного
общего,
среднего
(полного)
общего
образования,
в том числе в
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждениях
для
обучающихся,
воспитанников
с отклонениями
в развитии, в
образовательных
учреждениях
для
детей-сирот и
детей,
оставшихся
без попечения
родителей
(законных
представителей).
Перевод
обучающегося
в следующий
класс в любом
случае
производится
по решению
органа
управления
образовательного
учреждения.
Статья 18.
Дошкольное
образование
2.
Утратил силу
с 1 января
См.
текст пункта
2 статьи 18
Федеральным
законом от 16
марта
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
19. Начальное
общее,
основное
общее,
среднее (полное)
общее
образование
О
рекомендациях
по
организации
приема в первый
класс см.
письмо
Минобразования
РФ от 21 марта
Нормативные
сроки
освоения
основных образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего и
среднего
(полного)
общего
образования
определяются
федеральным
законом.
3.
Основное
общее
образование
и государственная
(итоговая)
аттестация
являются
обязательными.
См.
Положение о
государственной
(итоговой) аттестации
выпускников
IX и XI(XII) классов
общеобразовательных
учреждений
Российской
Федерации,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 3 декабря
5.
Предельный
возраст
обучающихся
для получения
основного
общего
образования
в общеобразовательном
учреждении
по очной форме
обучения -
восемнадцать
лет. Для
категорий
обучающихся,
указанных в пунктах
10-12 статьи 50
настоящего
Закона,
предельный
возраст получения
основного
общего
образования
может быть
увеличен.
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст пункта
в будущей
редакции
6. По
согласию
родителей
(законных
представителей),
комиссии по
делам
несовершеннолетних
и защите их
прав и
местного
органа управления
образованием
обучающийся,
достигший
возраста
пятнадцати
лет, может
оставить
общеобразовательное
учреждение
до получения
основного
общего
образования.
Комиссия
по делам
несовершеннолетних
и защите их
прав
совместно с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего,
оставившего
общеобразовательное
учреждение
до получения
основного
общего образования,
и органом
местного
самоуправления
в месячный
срок
принимает
меры,
обеспечивающие
трудоустройство
этого
несовершеннолетнего
и (или)
продолжение
освоения им
образовательной
программы
основного
общего образования
по иной форме
обучения.
Исключение
обучающегося
из
образовательного
учреждения
применяется,
если меры
воспитательного
характера не
дали
результата и
дальнейшее
пребывание
обучающегося
в
образовательном
учреждении
оказывает
отрицательное
влияние на
других
обучающихся,
нарушает их
права и права
работников образовательного
учреждения, а
также нормальное
функционирование
образовательного
учреждения.
Решение
об
исключении
обучающегося,
не получившего
основного
общего
образования, принимается
с учетом
мнения его
родителей
(законных
представителей)
и с согласия комиссии
по делам
несовершеннолетних
и защите их
прав. Решение
об
исключении
детей-сирот и
детей,
оставшихся
без
попечения родителей,
принимается
с согласия
комиссии по
делам
несовершеннолетних
и защите их прав
и органа
опеки и
попечительства.
Образовательное
учреждение
незамедлительно
обязано проинформировать
об
исключении
обучающегося
из
образовательного
учреждения
его
родителей
(законных
представителей)
и орган
местного
самоуправления.
Комиссия
по делам
несовершеннолетних
и защите их
прав
совместно с
органом
местного
самоуправления
и родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего,
исключенного
из
образовательного
учреждения, в
месячный
срок принимает
меры,
обеспечивающие
трудоустройство
этого
несовершеннолетнего
и (или)
продолжение
его обучения
в другом
образовательном
учреждении.
Статья 20.
Реализация
профессиональных
образовательных
программ
Федеральным
законом от 18
июля
См.
текст пункта
в предыдущей
редакции
1.
Профессиональные
образовательные
программы, в
том числе для
обучающихся,
воспитанников
с
отклонениями
в развитии и
инвалидов,
реализуются
в
образовательных
учреждениях
профессионального
образования,
в том числе в
специальных
(коррекционных)
для
обучающихся,
воспитанников
с отклонениями
в развитии.
Образовательные
учреждения
профессионального
образования,
имеющие
государственную
аккредитацию,
реализуют
указанные
образовательные
программы
соответствующего
уровня в
целях подготовки
работников
квалифицированного
труда
(рабочих и служащих)
и
специалистов
соответствующего
уровня
согласно
перечням
профессий и специальностей,
утверждаемым
в порядке, установленном
Правительством
Российской Федерации,
и уровням
образования,
установленным
настоящим
Законом.
См.
Перечень
профессий
начального
профессионального
образования,
утвержденный
постановлением
Правительства
РФ от 8 декабря
Федеральным
законом от 25
июня
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
21.
Профессиональная
подготовка
Федеральным
законом от 18
июля
См.
текст пункта
в предыдущей
редакции
3.
Профессиональная
подготовка
может быть
получена в образовательных
учреждениях,
а также в образовательных
подразделениях
организаций,
имеющих
соответствующие
лицензии, и в
порядке
индивидуальной
подготовки у
специалистов,
обладающих
соответствующей
квалификацией.
О лицензировании
профессиональной
подготовки и
профессионального
обучения
работников
организаций
см. письмо
Минобразования
РФ и Минтруда
РФ от 21 июля
Федеральным
законом от 18
июля
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
22. Начальное
профессиональное
образование
О
мерах по
улучшению
социального
обеспечения
лиц,
обучающихся
в образовательных
учреждениях
начального
профессионального
образования,
см. Указ
Президента РФ
от 20 апреля
Статья 23. Среднее
профессиональное
образование
Федеральным
законом от 18
июля
См.
текст пункта
в предыдущей
редакции
2.
Граждане,
имеющие
начальное
профессиональное
образование
соответствующего
профиля, получают
среднее
профессиональное
образование
по
сокращенным
программам.
См.
Порядок
приема в
государственные
и муниципальные
образовательные
учреждения среднего
профессионального
образования
(средние
специальные
учебные
заведения)
Российской
Федерации,
утвержденный
приказом
Минобразования
РФ от 9 декабря
4.
Образовательное
учреждение
среднего профессионального
образования
может реализовывать
образовательные
программы начального
профессионального
образования
при наличии
соответствующей
лицензии.
О
лицензировании
учреждений
среднего образования
см.:
Положение
о
лицензировании
образовательной
деятельности,
утвержденное
постановлением
Правительства
РФ от 18
октября
приказ
Минздравмедпрома
РФ от 12
августа
О
целевой
контрактной
подготовке
специалистов
с высшим и
средним
профессиональным
образованием
см.
постановление
Правительства
РФ от 19
сентября
О
мерах по
улучшению
социального
обеспечения
лиц,
обучающихся
в
индустриально-педагогических
средних
специальных
учебных
заведениях,
см. Указ
Президента
РФ от 20 апреля
Статья 24. Высшее
профессиональное
образование
О
высшем
профессиональном
образовании
см.
Федеральный
закон от 22
августа
См.
Типовое
положение об
образовательном
учреждении
высшего
профессионального
образования
(высшем учебном
заведении)
Российской
Федерации, утвержденное
постановлением
Правительства
РФ от 5 апреля
Федеральным
законом от 25
июня
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
25.
Послевузовское
профессиональное
образование
О
послевузовском
профессиональном
образовании
см.
Федеральный
закон от 22
августа
Статья 26.
Дополнительное
образование
Требования
к содержанию
дополнительных
профессиональных
образовательных
программ
утверждены
приказом
Минобразования
РФ от 18 июня
в
общеобразовательных
учреждениях
и
образовательных
учреждениях
профессионального
образования
за пределами
определяющих
их статус
основных
образовательных
программ;
См.
Примерное
положение о
структурных
подразделениях
дополнительного
профессионального
образования
специалистов,
организуемых
и
образовательных
учреждениях
высшего и
среднего
профессионального
образования,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 25
сентября
в
образовательных
учреждениях
дополнительного
образования
(в
учреждениях
повышения квалификации,
на курсах, в
центрах
профессиональной
ориентации,
музыкальных
и художественных
школах,
школах
искусств,
домах детского
творчества,
на станциях
юных техников,
станциях
юных
натуралистов
и в иных учреждениях,
имеющих
соответствующие
лицензии);
О
лицензировании
образовательных
учреждений
по
дополнительным
профессиональным
образовательным
программам
для получения
дополнительных
квалификаций
см. письмо
Федеральной
службы по
надзору в
сфере образования
и науки от 19
ноября
посредством
индивидуальной
педагогической
деятельности.
Типовое
положение об
образовательном
учреждении
дополнительного
образования
детей
утверждено
постановлением
Правительства
РФ от 7 марта
Типовое
положение об
образовательном
учреждении
дополнительного
профессионального
образования
(повышения
квалификации)
специалистов
утверждено
постановлением
Правительства
РФ от 26 июня
Положение
о порядке и
условиях
профессиональной
переподготовки
специалистов
утверждено
приказом
Минобразования
РФ от 6
сентября
Федеральным
законом от 9
февраля
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
27. Документы
об
образовании
См.:
Инструкцию
о порядке
выдачи
документов государственного
образца о
высшем
профессиональном
образовании,
заполнении и
хранении
соответствующих
бланков
документов,
утвержденную
приказом
Министерства
образования
и науки РФ от 10
марта
Инструкцию
о порядке
получения,
учета,
хранения,
заполнения
бланков
дипломов,
свидетельств,
выписок
итоговых
оценок
успеваемости
к ним и
выдачи
документов
государственного
образца об
уровне
образования
и квалификации
выпускникам
образовательных
учреждений
начального
профессионального
образования,
утвержденную
приказом
Минобразования
РФ от 25 декабря
Инструкцию
о выдаче
документов
государственного
образца о
соответствующем
уровне
образования
и (или)
квалификации
и академической
справки
(справки об
обучении в
образовательном
учреждении),
утвержденную
приказом
Минобразования
РФ от 22 мая
Инструкцию
о порядке
выдачи
государственных
документов о
высшем
профессиональном
образовании,
заполнении и
хранении соответствующих
бланков
документов в
военных
образовательных
учреждениях
профессионального
образования
внутренних войск
МВД России,
утвержденную
приказом МВД
РФ от 27 января
Инструкцию
о порядке
введения,
заполнения и
выдачи
государственных
документов о
среднем
профессиональном
образовании,
утвержденную
постановлением
Госкомвуза
РФ от 10 апреля
Указанные
в документах
о начальном
профессиональном,
среднем
профессиональном,
высшем
профессиональном
образовании
квалификации
и в
документах о
послевузовском
профессиональном
образовании
ученые степени
дают право их
обладателям
заниматься
профессиональной
деятельностью,
в том числе
занимать
должности,
для которых в
установленном
порядке
определены
обязательные
квалификационные
требования к
соответствующему
образовательному
цензу.
5. В
Российской
Федерации
устанавливаются
следующие
образовательные
уровни
(образовательные
цензы):
1) основное
общее
образование;
2) среднее
(полное)
общее
образование;
3) начальное
профессиональное
образование;
4) среднее
профессиональное
образование;
5) высшее
профессиональное
образование;
6) послевузовское
профессиональное
образование.
Лица, не
прошедшие
государственной
(итоговой)
аттестации
или получившие
на
государственной
(итоговой)
аттестации
неудовлетворительные
результаты, вправе
пройти
повторно не
ранее чем
через год
государственную
(итоговую)
аттестацию.
О
порядке
хранения,
выдачи и
учета
документов
государственного
образца об
основном
общем и среднем
(полном)
общем
образовании
см. приказ
Минобразования
РФ от 2 апреля
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст статьи
в будущей
редакции
Федеральным
законом от 31
декабря
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
О
системе
государственного
управления
образованием
в Российской
Федерации см.
также
постановление
Правительства
РФ от 9 января
Статья
28.
Компетенция
Российской
Федерации в
области
образования
В
области
образования
ведению
Российской
Федерации в
лице ее
федеральных
органов государственной
власти и
органов
управления
образованием
подлежат:
1)
формирование
и
осуществление
федеральной
политики в
области
образования;
2)
правовое
регулирование
отношений в
области
образования
в пределах
своей
компетенции;
2.1)
обеспечение
государственных
гарантий
прав граждан
в области
образования;
3)
разработка и
реализация
федеральных
целевых и
международных
программ в
области образования;
8)
создание,
реорганизация
и ликвидация
федеральных
образовательных
учреждений;
9)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
9 статьи 28
10)
разработка и
утверждение
типовых
положений об
образовательных
учреждениях;
11)
установление
порядка
лицензирования,
аттестации и
государственной
аккредитации
образовательных
учреждений;
См.
Положение о
лицензировании
образовательной
деятельности,
утвержденное
постановлением
Правительства
РФ от 18
октября
Об
аттестации и
государственной
аккредитации
образовательных
учреждений
см.:
Положение
об
Аккредитационной
коллегии Федеральной
службы по
надзору в
сфере
образования
и науки, утвержденное
приказом
Федеральной
службы по
надзору в
сфере
образования
и науки от 24
июня
Положение
о
государственной
аккредитации
образовательного
учреждения
среднего
профессионального
образования (среднего
специального
учебного
заведения),
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 2 июля
Положение
о
государственной
аккредитации
высшего
учебного
заведения,
утвержденное
постановлением
Правительства
РФ от 2 декабря
Положение
о порядке
аттестации и
государственной
аккредитации
образовательных
учреждений,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 22 мая
Положение
о
государственной
аккредитации
образовательных
учреждений,
реализующих
программы
профессиональной
переподготовки
специалистов,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 23 сентября
Федеральным
законом от 9
февраля
11.1)
установление
форм и
порядка
проведения государственной
(итоговой)
аттестации
обучающихся,
в том числе
единого
государственного
экзамена,
порядка
проверки
экзаменационных
работ и
системы
оценки
результатов, а
также
порядка
подачи и
рассмотрения
апелляций;
Федеральным
законом от 9
февраля
11.2)
организация
проведения
единого
государственного
экзамена на
территории
Российской
Федерации, в
том числе
разработка
контрольных
измерительных
материалов
для проведения
единого
государственного
экзамена и
обеспечение
ими
государственных
экзаменационных
комиссий в
субъектах
Российской
Федерации,
организация
и осуществление
централизованной
проверки
экзаменационных
работ
участников
единого
государственного
экзамена,
формирование
и ведение
федеральных
баз данных об
участниках
единого государственного
экзамена и о
результатах
единого
государственного
экзамена;
Федеральным
законом от 9
февраля
11.3)
установление
порядка
приема в
государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения, в
том числе
порядка
проведения
дополнительных
вступительных
испытаний
при
поступлении
в государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
среднего
профессионального
образования
и государственные
и
муниципальные
образовательные
учреждения
высшего
профессионального
образования;
Федеральным
законом от 9
февраля
11.4)
установление
перечня
олимпиад
школьников и
порядка их
проведения;
См.
Положение о
порядке
аттестации
педагогических
и
руководящих
работников государственных
и
муниципальных
образовательных
учреждений,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 26 июня
См.
Порядок
признания и
установления
эквивалентности
(нострификации)
документов
иностранных
государств
об
образовании
и ученых званиях,
утвержденный
приказом
Минобразования
РФ от 9 января
15)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
15 статьи 28
федеральных
нормативов
финансирования
образования
обучающихся,
воспитанников
федеральных
государственных
образовательных
учреждений;
общих
принципов
финансирования
образовательных
услуг;
образовательного
ценза
педагогических
работников;
ставок
заработной
платы и
должностных
окладов
работников
федеральных
государственных
образовательных
учреждений
соответствующих
профессионально-квалификационных
групп;
социальной
поддержки
различным
категориям
обучающихся,
воспитанников
и педагогических
работников
федеральных
государственных
образовательных
учреждений, а
также видов и
норм
материального
обеспечения
указанных
обучающихся,
воспитанников
и
педагогических
работников в
соответствии
с
законодательством
Российской Федерации;
порядка
предоставления
гражданам и
погашения
ими
государственного
образовательного
кредита;
федеральных
требований к
образовательным
учреждениям
в части
строительных
норм и
правил,
санитарных
норм, охраны
здоровья
обучающихся,
воспитанников,
защиты населения
и территорий
от
чрезвычайных
ситуаций
природного и
техногенного
характера,
минимальной
оснащенности
учебного процесса
и
оборудования
учебных
помещений;
порядка
разработки и
использования
дистанционных
образовательных
технологий;
См.
Порядок
использования
дистанционных
образовательных
технологий,
утвержденный
приказом
Министерства
образования
и науки РФ от 6
мая
См.
Требования к
минимальной
оснащенности
и
минимальной
обеспеченности
образовательного
процесса
высших
учебных
заведений,
реализующих
основные
образовательные
программы
магистерской
подготовки, утвержденные
Минобразования
РФ 7 июля
17)
финансирование
федеральных
государственных
образовательных
учреждений и
образовательных
услуг;
О
Федеральных
перечнях
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
к
использованию
в образовательном
процессе в
образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные
программы
общего образования,
на 2006/07 учебный
год см.
приказ
Департамента
государственной
политики в
образовании
Минобрнауки
РФ от 7
декабря
О
федеральных
перечнях
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
к
использованию
в образовательном
процессе в
образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные
программы
общего
образования
и имеющих
государственную
аккредитацию,
на 2007/2008 учебный
год см.
приказ
Министерства
образования
и науки РФ от 14
декабря
См.
Положение о
порядке
проведения
экспертизы
учебников,
утвержденное
приказом Министерства
образования
и науки РФ от 11
января
22)
установление
и присвоение
государственных
наград и
почетных
званий
работникам
образования;
23)
издание
нормативных
документов в
пределах
своей
компетенции;
См.
схему
"Лицензирование"
Федеральным
законом от 29
декабря
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст статьи
в будущей
редакции
Федеральным
законом от 31
декабря
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
29.
Компетенция
субъектов
Российской
Федерации в
области
образования
В
ведении
субъектов
Российской
Федерации в
области
образования
находятся:
2)
законодательство
субъектов
Российской Федерации
в области
образования;
4)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
4 статьи 29
5.1)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
5.1 статьи 29
См.
Методические
рекомендации
по предоставлению
субвенций
местным
бюджетам на
финансирование
общеобразовательных
учреждений в
части
реализации
ими
государственного
стандарта
общего
образования,
направленные
письмом
Минобразования
РФ и Минфина
РФ от 18
сентября, 7
октября
Федеральным
законом от 9
февраля
8.1)
обеспечение
и проведение
государственной
(итоговой)
аттестации
обучающихся,
освоивших
образовательные
программы
основного
общего и среднего
(полного)
общего
образования,
в том числе в
форме
единого
государственного
экзамена,
включая
проверку
экзаменационных
работ
участников
единого
государственного
экзамена в
установленном
порядке, формирование
и ведение баз
данных
субъектов
Российской Федерации
об
участниках
единого
государственного
экзамена и о
результатах
единого
государственного
экзамена;
9)
формирование
бюджетов
субъектов
Российской
Федерации в
части
расходов на
образование;
10)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
10 статьи 29
11)
установление
нормативов
финансирования
образования
субъекта
Российской
Федерации;
12)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
12 статьи 29
14)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
14 статьи 29
16)
организация
подготовки,
переподготовки,
повышения
квалификации
педагогических
работников;
18)
издание
нормативных
документов в
пределах
своей
компетенции.
Федеральным
законом от 29
декабря
Статья
30. Порядок
разграничения
компетенции
органов
государственной
власти и
органов
управления
образованием
1.
Установленная
статьями
28 и 29
настоящего
Закона
компетенция
в области образования
федеральных
органов
государственной
власти,
федеральных
органов управления
образованием
и органов государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации
является
исчерпывающей
и не может
быть
изменена
иначе как
законом.
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст пункта
в предыдущей
редакции
5.
Федеральные
органы
исполнительной
власти не
вправе
самостоятельно
принимать к своему
рассмотрению
вопросы,
отнесенные настоящим
Законом к
компетенции
органов исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации и
местных
органов
управления
образованием,
за
исключением
случаев,
предусмотренных
законодательством
Российской
Федерации и
касающихся
обеспечения
государственной
и
общественной
безопасности,
охраны
здоровья и
санитарно-эпидемиологического
благополучия
населения,
защиты прав и
свобод
граждан.
Федеральным
законом от 31
декабря
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
6.
Федеральный
орган
исполнительной
власти,
осуществляющий
функции по
контролю и надзору
в сфере
образования
и науки,
вправе в пределах
своей
компетенции
инспектировать
в порядке
надзора на
территории
Российской
Федерации
образовательные
учреждения
независимо
от их
организационно-правовых
форм, типов и
видов, органы
управления
образованием
и
уполномоченные
органы
исполнительной
власти
субъекта
Российской
Федерации,
осуществляющие
контроль и
надзор в
сфере
образования.
Порядок
осуществления
контроля и
надзора в сфере
образования
устанавливается
Правительством
Российской
Федерации.
Федеральный
орган
исполнительной
власти,
осуществляющий
функции по
контролю и надзору
в сфере
образования
и науки,
вправе
передавать
осуществление
части своих
полномочий в
порядке, установленном
федеральным
законом,
уполномоченным
органам
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации,
осуществляющим
контроль и
надзор в
сфере
образования.
См.
Рекомендации
об
инспектировании
в системе Министерства
общего и
профессионального
образования
Российской
Федерации,
приведенные
в письме
Минобразования
РФ от 11 июня
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст статьи
в будущей
редакции
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
31.
Полномочия
органов местного
самоуправления
муниципальных
районов и
городских
округов в
области образования
Федеральным
законом от 28
декабря
См.
текст
подпункта в
предыдущей
редакции
2)
организация
предоставления
дополнительного
образования
детям и
общедоступного
бесплатного
дошкольного
образования;
3)
создание,
реорганизация
и ликвидация
муниципальных
образовательных
учреждений;
О
мерах по
выявлению и
учету детей в
возрасте 6-15
лет, не
обучающихся
в
образовательных
учреждениях
см. письмо
Минобразования
РФ от 21 марта
Федеральным
законом от 31
декабря
3. Органы
местного
самоуправления
городских округов
имеют право
создания,
реорганизации
и ликвидации
муниципальных
высших учебных
заведений.
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
32.
Компетенция
и
ответственность
образовательного
учреждения
2. К
компетенции
образовательного
учреждения
относятся:
1)
материально-техническое
обеспечение
и оснащение
образовательного
процесса, оборудование
помещений в
соответствии
с государственными
и местными
нормами и
требованиями,
осуществляемые
в пределах
собственных
финансовых
средств;
В
соответствии
с Бюджетным
кодексом РФ
от 31 июля
3)
предоставление
учредителю и
общественности
ежегодного
отчета о
поступлении
и расходовании
финансовых и
материальных
средств;
4)
подбор, прием
на работу и
расстановка
кадров,
ответственность
за уровень их
квалификации;
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст
подпункта в
будущей
редакции
5)
использование
и
совершенствование
методик
образовательного
процесса и
образовательных
технологий, в
том числе
дистанционных
образовательных
технологий.
Под
дистанционными
образовательными
технологиями
понимаются
образовательные
технологии,
реализуемые
в основном с
применением
информационных
и
телекоммуникационных
технологий
при
опосредованном
(на расстоянии)
или не
полностью
опосредованном
взаимодействии
обучающегося
и
педагогического
работника.
7)
разработка и
утверждение
рабочих
программ
учебных
курсов и
дисциплин;
8)
разработка и
утверждение
по
согласованию
с органами
местного
самоуправления
годовых
календарных
учебных
графиков;
См.
Рекомендации
по
формированию
штатной численности
работников
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений для
обучающихся,
воспитанников
с отклонениями
в развитии,
направленные
письмом Минобразования
РФ от 30 марта
11)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
11 пункта 2
статьи 32
14)
самостоятельное
формирование
контингента
обучающихся,
воспитанников
в пределах
оговоренной
лицензией
квоты, если
иное не
предусмотрено
типовым
положением
об образовательном
учреждении
соответствующих
типа и вида и
настоящим
Законом;
17)
Утратил силу
с 1 января
См.
текст подпункта
17 пункта 2
статьи 32
18)
обеспечение
в
образовательном
учреждении
интернатного
типа условий
содержания воспитанников
не ниже
нормативных;
20)
содействие
деятельности
учительских
(педагогических)
организаций
(объединений)
и
методических
объединений;
21)
координация
в
образовательном
учреждении
деятельности
общественных
(в том числе детских
и молодежных)
организаций
(объединений),
не
запрещенной
законом;
22)
осуществление
иной
деятельности,
не запрещенной
законодательством
Российской
Федерации и
предусмотренной
уставом
образовательного
учреждения;
1)
невыполнение
функций,
отнесенных к
его компетенции;
4)
нарушение
прав и свобод
обучающихся,
воспитанников
и работников
образовательного
учреждения;
5) иные
действия,
предусмотренные
законодательством
Российской
Федерации.
Федеральным
законом от 22
августа
См.
текст статьи
в предыдущей
редакции
Статья
33. Порядок
создания и
регламентации
деятельности
образовательного
учреждения
Порядок
создания
федеральных
государственных
образовательных
учреждений
устанавливается
Правительством
Российской Федерации,
государственных
образовательных
учреждений,
находящихся
в ведении субъекта
Российской
Федерации, -
органом исполнительной
власти
субъекта
Российской
Федерации,
муниципальных
образовательных
учреждений -
органом
местного
самоуправления.
2.
Утратил силу
с 1 января
См.
текст пункта
2 статьи 33
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст пункта
в будущей
редакции
4.
Уполномоченный
орган в
сроки,
установленные
федеральным
законом о
государственной
регистрации
юридических
лиц, производит
регистрацию
образовательного
учреждения, о
чем в
письменной
форме
уведомляет заявителя,
финансовые
органы,
соответствующий
государственный
орган управления
образованием.
7.
Лицензия на
право
ведения
образовательной
деятельности
выдается
уполномоченным
органом
исполнительной
власти, на
основании
заключения
экспертной
комиссии. Лицензии
на право
ведения
образовательной
деятельности
образовательным
учреждениям
религиозных
организаций
(объединений)
выдаются по
представлению
руководства
соответствующей
конфессии.
См.:
Положение
о
лицензировании
образовательной
деятельности,
утвержденное
постановлением
Правительства
РФ от 18
октября
Положение
о порядке
лицензирования
образовательных
учреждений,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 17 ноября
Об
уполномоченных
органах
исполнительной
власти,
осуществляющих
лицензирование
образовательной
деятельности
см. письмо
Федеральной
службы по
надзору в
сфере образования
и науки от 17
января
См.
Санитарно-эпидемиологические
правила и
нормативы
СанПиН 2.4.1.1249-03
"Санитарно-эпидемиологические
требования к
устройству,
содержанию и
организации
режима
работы дошкольных
образовательных
учреждений", утвержденные
Главным
государственным
санитарным
врачом
Российской
Федерации 25 марта
11.
Затраты на
проведение
экспертизы
оплачиваются
учредителем.
См.
Перечень
документов,
представляемых
высшими
учебными
заведениями,
независимо от
организационно-правовой
формы и ведомственной
принадлежности,
их филиалами,
государственными
образовательными
учреждениями
дополнительного
профессионального
образования
федерального
подчинения и
их филиалами для
изменения
предельной
численности
контингента
обучающихся,
установленной
лицензиями
на право осуществление
образовательной
деятельности,
утвержденный
приказом
Минобразования
РФ от 22 июля
См.
Программу
проверки
соблюдения
лицензионных
требований и
условий в
учреждениях
высшего
профессионального
образования,
утвержденную
Минобразования
РФ 23 ноября
15.
Возобновление
лицензии
осуществляется
в том же
порядке, что
и ее
получение.
Федеральным
законом от 29
декабря
См.
текст пункта
в предыдущей
редакции
16. Права
образовательного
учреждения
на выдачу
своим
выпускникам
документа
государственного
образца о
соответствующем
уровне
образования
и на
пользование
печатью с
изображением
Государственного
герба Российской
Федерации
возникают с
момента его
государственной
аккредитации,
подтвержденной
свидетельством
о государственной
аккредитации.
О
проведении
государственной
аккредитации
средних
специальных
учебных
заведений
Госстроя РФ
см. приказ
Госстроя РФ
от 4 июня
См.
Положение о
государственной
аккредитации
образовательных
учреждений,
реализующих
программы
профессиональной
переподготовки
специалистов,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 23
сентября
О
плате за
проведение
экспертизы
при аттестации
образовательных
учреждений
см. распоряжение
Минобразования
РФ от 5
сентября
См.
Временную
инструкцию о
порядке
оплаты за
проведение
Минобразованием
России аттестации
образовательных
учреждений,
реализующих
общеобразовательные
программы и
программы
начального
профессионального
образования,
утвержденную
приказом
Минобразования
РФ от 9 декабря
Первая
аттестация
вновь
созданного
образовательного
учреждения может
проводиться
по его
заявлению
после первого
выпуска
обучавшихся,
но не ранее чем
через три
года после
получения
лицензии при
условии
положительных
результатов итоговой
аттестации
не менее чем
половины его
выпускников.
Первая
аттестация
вновь
создаваемых
образовательных
учреждений
начального
общего,
основного
общего и
среднего (полного)
общего
образования
может
проводиться
поэтапно по
ступеням
образования -
начальное
общее,
основное
общее,
среднее
(полное)
общее.
Об
организации
опытно-экспериментальной
деятельности
в системе
образования
см. приказ
Минобразования
РФ от 9 марта
Об
аттестации
дошкольного
образовательного
учреждения
см. Типовое
положение о
дошкольном
образовательном
учреждении,
утвержденное
постановлением
Правительства
РФ от 1 июля
Об
аттестации
коррекционных
учреждений см.
Типовое
положение о
специальном
(коррекционном)
образовательном
учреждении
для
обучающихся,
воспитанников
с отклонениями
в развитии,
утвержденное
постановлением
Правительства
РФ от 12 марта
См. письмо
Федеральной
службы по
надзору в сфере
образования
и науки от 10
июня
Федеральным
законом от 3
ноября
См. текст
статьи в
предыдущей
редакции
Статья 34.
Реорганизация
и ликвидация
образовательного
учреждения
Порядок
реорганизации
федеральных
государственных
образовательных
учреждений
устанавливается
Правительством
Российской
Федерации,
государственных
образовательных
учреждений,
находящихся
в ведении
субъекта
Российской
Федерации, -
органом
исполнительной
власти
субъекта
Российской
Федерации,
муниципальных
образовательных
учреждений - органом
местного
самоуправления.
Федеральным
законом от 5
февраля
См. текст
пункта в
предыдущей
редакции
2.
При
реорганизации
образовательного
учреждения в
форме
преобразования,
выделения
филиала в
самостоятельное
юридическое лицо,
присоединения
к
образовательному
учреждению
юридического
лица, не
являющегося
образовательным
учреждением,
создании
автономного
образовательного
учреждения
путем
изменения
типа существующего
государственного
или муниципального
образовательного
учреждения образовательное
учреждение
вправе осуществлять
определенные
в его уставе
виды
деятельности
на основании
лицензии и
свидетельства
о
государственной
аккредитации,
выданных
такому образовательному
учреждению,
до окончания
срока
действия
этих
лицензий и
свидетельства.
3. Утратил
силу с 1
января
См. текст пункта 3
статьи 34
4.
Ликвидация
образовательного
учреждения
может
осуществляться:
в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации в
установленном
Правительством
Российской
Федерации
порядке для
федеральных
государственных
образовательных
учреждений,
органом
исполнительной
власти
субъекта
Российской
Федерации -
для
государственных
образовательных
учреждений,
находящихся
в ведении
субъекта
Российской
Федерации,
органами
местного
самоуправления
- для муниципальных
образовательных
учреждений;
Статья
35.
Управление
государственными
и муниципальными
образовательными
учреждениями
О
рекомендациях
по
организации
деятельности
попечительского
совета
образовательного
учреждения
среднего профессионального
образования,
см. письмо Минобразования
РФ от 27
октября
Постановлением
Правительства
РФ от 10 декабря
Федеральным
законом от 3
ноября
2.1.
В части, не
урегулированной
законодательством
Российской
Федерации,
порядок формирования
органов
управления
образовательного
учреждения и
их
компетенция
определяются
уставом
образовательного
учреждения.
См.
Положение о
порядке
аттестации
педагогических
и
руководящих
работников
государственных
и
муниципальных
образовательных
учреждений,
утвержденное
приказом
Минобразования
РФ от 26 июня
Статус
руководителя
государственного
образовательного
учреждения
федерального
подчинения
устанавливается
Правительством
Российской
Федерации.
1)
избран
коллективом
образовательного
учреждения;
3) избран
коллективом
образовательного
учреждения с
последующим
утверждением
учредителем;
4) назначен
учредителем
с
предоставлением
совету
образовательного
учреждения
права вето;
В
гражданских
образовательных
учреждениях
высшего
профессионального
образования
назначение
ректоров не
допускается.
Статья
36.
Управление
негосударственным
образовательным
учреждением
Федеральным
законом от 29
декабря
См. текст
статьи в
будущей
редакции
Федеральным
законом от 22
августа
С